Ээг у детей норма

Что такое ЭЭГ головного мозга и как расшифровать показатели у детей и взрослых?

Электроэнцефалография – это уникальный метод диагностики нарушений работы головного мозга человека. Данный способ основывается на регистрации его электрической активности.

Оглавление:

Именно благодаря такому виду диагностики существует возможность выявлять на ранних стадиях различные патологии сосудов, воспалительные процессы, эпилепсию, опухоли как злокачественные, так и доброкачественные.

Электроэнцефалография не требует, какой-либо подготовки. Процедура абсолютно безвредна как для взрослых, так и для детей.

ЭЭГ проводится с помощью электродов, накладываемых на голову. Приборы улавливают и усиливают импульсы, выводя их на экран, а потом записывая на бумагу. Если рутинная процедура не дала ощутимых результатов, специалист может назначить обследование во время сна. В этом случае пациента оставляют спать в больнице.

Самыми полными считаются данные снятые во время пробуждения, ночного сна или перед ним. Процедуру, когда во время обследования пациента в течение нескольких часов снимают на камеру, называют ЭЭГ-видеомониторингом.

Электроэнцефалограмма выглядит как кривая, которая формируется из-за колебаний электрической частоты. Она помогает врачу увидеть общую картину работы органа. Для того чтобы определить степень того или иного заболевания доктор использует дополнительные виды диагностики.

Благодаря оценке активности импульсов головного мозга специалистам предоставляется уникальная возможность:

  1. Определить причины припадков;
  2. Проанализировать работу органа в промежутках между судорогами;
  3. Проконтролировать эффективность назначенного лечения;
  4. Определить зоны, откуда начинается эпилепсия;
  5. Определить точное место травмы;
  6. Оценить степень поражения;
  7. При необходимости определить другие способы диагностики

Результаты исследования

По результатам обследования выдается заключение эпилептолога или невролога, это происходит спустя пару дней после прохождения ЭЭГ. При заключении диагноза доктор ориентируется не только на результаты электроэнцефалографии, но и на поведение пациента при осмотре. Принимаются во внимание и результаты других исследований.

Расшифровка включает точную оценку стабильности ритмов, идентичной активности полушарий. Также проверяется реакция на фотостимуляцию и гипервентиляцию.

Существуют факторы, способные исказить результаты проводимой электроэнцефалографии и основательно снизить их ценность.

Учет этих факторов, поможет повысить точность проводимой диагностики.

Виды ритмов головного мозга

При расшифровке врачами электроэнцефалограммы, учитывается много особенностей. Особое внимание уделяется различным ритмам.

  1. Альфа-ритм. Его частота от 8 до 14 Гц. Такие волны отмечаются во время бодрствования с закрытыми глазами. Они пропадают, стоит только людям на чем-нибудь сосредоточиться;
  2. Бета-ритм. Стандартный ритм бодрствования частотой от 14 до 30 Гц. Подобные волны могут доминировать, когда люди ведут активный образ жизни: работают, учатся, играют. То же самое может происходить у людей, употребивших большую дозу бензодиазепинов;
  3. Дельта-ритм. Волны частотой от 1 до 4 Гц фиксируются во сне, в состоянии комы или опьянения. В редких случаях отмечаются у детей младшего возраста. Подобный ритм способен указать на травмы или наличие опухоли;
  4. Тета-ритм. Частота от 4 до 8 Гц. Фиксируется во время сна в основном у детей.

Нормы и отклонения

В обычном состоянии у взрослых людей доминируют альфа и бета-ритмы. При этом в обоих полушариях можно видеть примерно одинаковую активность. Резкие всплески активности у здорового человека, как правило, отсутствуют. При фотостимуляции можно видеть некоторую реакцию, но при этом общая мозговая активность остается обычной.

Совсем другое дело — аномальные результаты. Они настолько разнообразны, что дать правильное толкование им могут только опытные специалисты. Мы попробуем вкратце объяснить результаты электроэнцефалографии у людей с некоторыми патологиями в работе мозга.

  1. Активность в полушариях сильно отличается друг от друга;
  2. Резкие скачки, снижение ритма сигнализируют об: опухолях, эпилепсии или травмах головы. Если человек страдает эпилепсией, разновидность активности поможет определить тип заболевания.
  3. Важно знать, что при эпилепсии ЭЭГ не всегда применяется в качестве основной диагностики, так как между судорогами у таких людей может показывать совершенно обычные для здорового человека результаты;
  4. Нарушенияактивности одновременно в нескольких местах могут быть результатом инфекций или интоксикаций;
  5. Существуютразного рода болезни, при которых у людей даже во время бодрствования отмечаются дельта и тета-ритмы;
  6. Если электрическая активность не фиксируется, это значит, что мозг прекратил выполнять свои функции. Это может быть спровоцировано недостатком кислорода или прекращением поступления крови к мозгу. Подобный эффект может быть вызван наркотиками.

Причины нарушений

Чем могут быть вызваны различные нарушения показаний электроэнцефалографии.

  1. Нарушения альфа-ритма вполне могут быть вызваны инсультом, инфарктом. Высокочастотный альфа-ритм может быть верным признаком черепно-мозговой травмы, сотрясения или иных повреждений мозга. При проблемах с психическим состоянием, амплитуда может сильно снижаться, индекс альфа-ритма уменьшается более чем наполовину, а место проявления сдвигается из зоны затылка. При слабоумии вполне возможны некоторые сбои в ритме альфа-волн или полное их исчезновение. У маленьких детей отклонения от стандартных норм в альфа-ритмах говорят о проблемах с психомоторным развитием;
  2. Нарушения бета-ритма. После сотрясения, как правило, появляются высокоамплитудные бета-волны от 50 до 60 мкВ. В случае с энцефалитом отмечаются так называемые короткие веретена. Увеличение продолжительности и частоты появления данных веретен свидетельствуют о прогрессирующем воспалении. У ребенка бета-ритмы с частотой от 16 до 18 Гц и амплитудой от 30 до 40 мкВ в центральных отделах – явный сигнал о проблемах с развитием;
  3. Проблемы с тета- и дельта-ритмами. Регулярное увеличение амплитуды выше 40 мкВ показывает отклонение от нормальной работы мозга. Если Дельта-ритм отмечается в нескольких местах, можно с уверенностью говорить о наличии заболеваний ЦНС. Сильные колебания могут говорить о присутствии опухолей. Задержки в развитии ребенка обычно отмечаются доминированием дельта- и тета-волн в затылочной части. Слишком высокая частота таких волн часто показывает неправильное кровообращение в мозгу и разного рода неврологические проблемы.

Заключение

Процедуру электроэнцефалографии взрослому человеку можно пройти как в специализированных неврологических клиниках, так и в районных больницах. Обычно в поликлиниках такие обследования не проводятся, но бывают и исключения. Конечно, лучше всего обращаться в больницу, где работают врачи, имеющие необходимый опыт и знания в данной области.

Существуют коммерческие медицинские центры, которые специализируются на неврологических заболеваниях. Они часто предлагают свою помощь по снятию электроэнцефалограммы как детям, так и взрослым людям. Можно обратиться в подобную клинику.

Источник: http://mozgvtonuse.com/research/eeg-mozga.html

Ээг у детей норма

На ЭЭГ детей первого года жизни (старше одного месяца) отчетливо выявляются два фокуса активности (в затылочной области формируется альфа-ритм, в центральной области формируется мю-ритм) с частотой не превышающей 8,5Гц и амплитудой до 50 мкВ.

Тета и дельта волны не являются признаком патологии на ЭЭГ детей первого года жизни при их диффузном распространении.

При положительных эмоциональных реакциях у ребенка старше 4 месяцев во всех областях коры регистрируется тета-активность с амплитудой домкВ 9 в зависимости от происхождения реакций с преобладанием в передних или задних отделах коры мозга)

У детей первого года жизни при проведении фотостимуляции отмечается реакция усвоения ритма в диапазоне низких частот (2-5 Гц) в норме

Электроэнцефалограмма новорожденных детей имеет полиморфный уплощенный характер.

Во всех областях коры головного мозга выявляются низкоамплитудные низкочастотные волны с частотой до 1-3 Гц и амплитудой домкв, преобладающие по амплитуде в центральных отделах коры.

Наименьшие значения частоты колебаний определяются у новорожденных в затылочных отделах коры головного мозга.

ЭЭГ ребенка 3 месяцев жизни

У ребенка трех месяцев жизни на ЭЭГ отмечается общее увеличение амплитуды и частоты при наличии двух фокусов активности на электроэнцефалограмме.

Первый фокус ритмической активности частотой до 4-6 Гц и амплитудой до 50 мкВ располагается в затылочной области. Эта активность у детей раннего возраста является аналогом альфа-ритма.

Второй фокус ритмической активности частотой до 8 Гц и амплитудой домкВ располагается в роландической области. Эта активность у детей раннего возраста является аналогом мю-ритма.

ЭЭГ ребенка 6 месяцев жизни

К шести месяцам жизни в затылочной области у большинства детей определяется устойчивая активность частотой 5 Гц и амплитудой 50 мкв.

ЭЭГ ребенка 12 месяцев жизни

В затылочной области сформирован альфа-ритм частотой 7-8,5 Гц (выявляется довольно устойчиво после первого года жизни), амплитуда не превышает 50 мкВ

ЭЭГ детей 1-3 лет жизни

Мю-ритм с перемежающимся преобладанием то в правом, то в левом полушарии в сочетании с тета и дельта колебаниями и тета- ритмизированными группами колебаний преимущественно в центральных областях коры больших полушарий.

Резко выражен бета-ритм частотойГц

На ЭЭГ детей 1-3 лет жизни присутствует большое количество полифазных потенциалов (альфа-волн в сочетании с медленноволновой активностью) с амплитудоймкВ, подавляющейся при фотостимуляции

В задних отделах мозга отмечаются группы медленных ритмичных колебаний с частотой 2,5-4,5 Гц с тенденцией к возрастному усилению (slow posterior rhythm, или SPR).

Диффузные тета и дельта колебания, достигающие наибольшей амплитуды к 2-7 годам жизни ребенка.

Начиная с 12 месячного возраста до 9-10 лет жизни на ЭЭГ детей присутствует биоэлектрическая активность амплитудой не ниже 20 мкВ.

Снижение активности передних отделов мозга с усилением активности теменно-затылочных отделов мозга.

Реакция активации характеризуется появлением большого количества высокоамплитудных тета-волн и усилением выраженности альфа-ритма

Реакция усвоения ритма выявляется в диапазоне низких частот (с расширением диапазона по сравнению с детьми первого года доГц)

ЭЭГ детей 4-6 лет жизни

Амплитуда бета- активности в этот возрастной период не превышаетмкВ

Амплитуда полифазных потенциалов достигает в этот возрастной периодмкВ

В задних отделах мозга регистрируются синусоидальные ритмические медленные волны частотой 2,5-4,5 Гц и амплитудоймкВ. Однако до 10 процентов записи занимают SPR амплитудой до 100 мкВ

На электроэнцефалограмме детей 4-6 лет жизни отмечается дальнейший рост амплитуды колебаний с максимальным фокусом в центрально-теменной области, где отмечаются билатерально-синхронная, веретенообразная активность частотой 4-7 Гц и амплитудой домкВ (подобная картина ЭЭГ обусловлена, по видимому, активностью стволовых структур)

В лобной области начинает регистрироваться высокоамплитудная тета- активность

Медленные волны представлены в основном тета- активностью частотой 4-7 Гц с увеличением представленности при беспокойстве и во сне, асимметрия медленноволновой активности может достигать 20 процентов

Реакция активации при проведении пробы с открытием глаз характеризуется десинхронизацией активности с явлениями мигрирующей асимметрии

Реакция на фотостимуляцию характеризуется появлением медленных волн широкого частотного диапазона лучше выраженных в передних отделах мозга, но дольше сохраняющихся в задних отделах мозга.

Реакция усвоения ритма преобладает в диапазоне частот4-6 Гц (иногда до 8-15 Гц)

При гипервентиляции у детей от 4 до 6 лет выявляются диффузные, неритмичные, низкочастотные волны и так называемые комплексы «bulb-up» характеризующиеся наличием ритмичных волн частотой 2-4 Гц в лобных или, чаще, затылочных отделах коры.

ЭЭГ детей 7-9 лет жизни

Мю- ритм выражен в центральных отделах мозга и депрессируется при предъявлении проприоцептивных раздражителей.

Регистрируется большое количество полифазных потенциалов в теменно-затылочных отделах коры с правосторонней асимметрией до 50 процентов.

Slow posterior rhythm занимает до 2 процентов записи, в дальнейшем усиливаясь в период полового созревания.

Вспышки высокоамплитудных веретенообразных колебаний в центральных отведениях, связанные с усилением таламических влияний на кору больших полушарий.

Реакция активации в этом возрасте соответствует реакции активации взрослого человека и выражается в виде десинхронизации ЭЭГ.

Реакция усвоения ритма располагается в области оптимального диапазона частот головного мозга (около 10 Гц), и не ниже 4-6 Гц.

Выраженность реакции на проведение гипервентиляции проявляется лишь к 9-12 годам жизни, а время восстановления фоновой электроэнцефалограммы в норме не превышает 1 минуты после прекращения гипервентиляции.

ЭЭГ детейлет жизни

Постоянно на электроэнцефалограмме определяются альфа-ритм, мю-ритм, тета-волны и полифазные потенциалы. SPR при обследовании практически отсутствует.

С 10 летнего возраста при проведении электроэнцефалографического обследования у детей в норме не бывает вспышек тета-волн в центральных отведениях и усиления медленноволновой активности при предъявлении афферентных стимулов.

Наиболее выраженная реакция на проведение гипервентиляции проявляется кгодам жизни и характеризуется диффузной пароксизмальной активностью с появлением типичных групп медленных волн высокой амплитуды и bulb-up с преобладанием в передних или, чаще, в задних отделах коры головного мозга.

ЭЭГ детейлет жизни

После 15 лет на электроэнцефалограмме отсутствуют полифазные потенциалы и slow posterior rhythm, резко уменьшается количество медленных волн.

Отмечаются «взрослые» типы реакций при проведении проб с ослаблением реакции усвоения ритма. Уменьшается выраженность реакции на проведение гипервентиляции, однако, на ЭЭГ в 50 процентах случаев сохраняются генерализованные медленные волны с преобладанием в передне-центральных отделах коры больших полушарий, что связано с физиологическим запаздыванием созревания фронтальных отделов коры (продолжается до 22 лет)

В передне-центральных областях коры доминирует полиморфная активность (альфа-ритм и мю-ритм в сочетании с низкоамплитудной тета и дельта активностью)

ЭЭГ взрослого человека в норме

На электроэнцефалограмме впроцентах случает доминирует альфа-ритм с правильными зональными различиями, модулированный в веретена амплитудоймкВ. Однако впроцентах случаев отмечается амплитуда альфа-ритма не превышающая 20 мкВ, что обусловлено функционированием аутосомно-доминантного гена.

В норме на электроэнцефалограмме регистрируется альфа, бета и мю -активность, появление на электроэнцефалограмме взрослого человека медленных ритмов расценивается однозначно как признак патологии.

ЭЭГ в цикле сон-бодрствование.

Состояние человека, занимающегося какой-либо деятельностью, требующей высокой степени внимания или вызывающей сильное эмоциональное напряжение.

На электроэнцефалограмме проявляется десинхронизацией с уменьшением амплитуды и увеличением частоты колебаний.

Состояние человека, покоящегося в удобном и расслабленном положении с закрытыми глазами и не занятого специальной физической или психической деятельностью.

На электроэнцефалограмме проявляется регулярным альфа-ритмом максимальной амплитуды.

Первая стадия сна (дремота)

Снижение амплитуды и исчезновение альфа-ритма.

Появление на ЭЭГ одиночных и групповых низкоамплитудных тета и дельта волн.

Появление на ЭЭГ низкоамплитудной высокочастотной активности.

ЭЭГ в стадии дремоты описывается как «уплощенная, десинхронизированная с наличием полиморфной низкоамплитудной активности»

Вторая стадия сна (поверхностный сон)

«Сонные веретена» — диффузные вспышки колебаний частотойГц и амплитудой до 50 мкВ с наибольшей выраженностью в центральных отведениях, модулированные в веретена, генерализованные или билатерально-синхронные.

«К-комплексы» — вспышки активности, состоящей из двухфазной высокоамплитудной волны с начальной негативной фазой и максимальной амплитудой в центральных отведениях.

Вспышки полифазных высокоамплитудных медленных волн

Третья стадия сна (глубокий сон)

Отсутствите «веретен сна» и «К-комплексов».

Тета и дельта волны с амплитудой выше 75 мкВ, занимающиепроцентов ЭЭГ

Четвертая стадия сна (очень глубокий сон)

Дельта-волна с частотой 2 и менее Гц и амплитудой более 75 мкВ, занимающие более 50 процентов времени ЭЭГ.

Пятая стадия сна (быстрый сон или сон с быстрыми движениями глаз)

Полиморфная активность с преобладанием низкоамплитудных высокочастотных волн.

Диффузное снижение мышечного тонуса с появлением саккадирующих быстрых движений глаз.

Отсутствуют «сонные веретене» и «К-комплексы»

В передне-центральных отведениях периодически выявляется «пилообразная» активность частотой 2-3 Гц.

Источник: http://www.neuronet.ru/educ/100/met/eeg2.html

Расшифровка ЭЭГ в детском возрасте: норма и патология

Существует не так много диагностических методов, способных оценить состояние головного мозга и помочь в диагностике неврологической или психиатрической патологии. Основными из них являются магнитно-резонансная томография и электроэнцефалограмма. В статье пойдет речь о ЭЭГ головного мозга: что это такое, расшифровка у детей.

Энцефалограммой называют метод исследования электрической активности головного мозга. Это исследование позволяет определить активность различных участков головного мозга, наличие патологических паттернов (разрядов), которые указывают на функциональную патологию. Безобидность диагностики позволяет широко использовать ее в детском возрасте. По результатам исследования определяется эпилептиформная активность, показания для проведения МРТ и направления курса дальнейшего лечения.

Эпилептиформная активность на ЭЭГ у ребенка – что это значит? Под термином эпилептиформная активность понимают электрические колебания, регистрирующиеся на ЭЭГ в виде острых волн и пиков, отличающихся от общей активности более чем на 50%. Наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ может свидетельствовать о наличии эпилепсии.

Расшифровкой ЭЭГ головного мозга у детей занимаются врачи функциональной диагностики, так как результаты объемные и оценить их бывает довольно сложно даже для специалиста.

Показания к проведению процедуры у деток

Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:

  • Задержка развития речи: дифференциальный диагноз между дизартрией (нарушение в речевом аппарате) и патологией речевых центров головного мозга.
  • Разные виды эпилепсии, начиная с генерализованной, заканчивая миоклониями в отдельных группах мышц.
  • Тики: для исключения центрального генеза заболевания и нарушений в электрической активности головного мозга.
  • Аутизм и синдром гиперактивности малыша, также хорошо виден при расшифровке результатов ЭЭГ у детей.
  • Энурез или ночное недержание мочи.
  • Расстройства сна, в том числе и сомнамбулизм (лунатизм – снохождение малыша): необходимо проведение ЭЭГ во время ночного сна.
  • Травмы головного мозга (сотрясения, ушибы и так далее) – для предупреждения осложнений и выявления очагов аномальной электрической активности.
  • При подозрении на онкопатологию головного мозга ребенка, очаг будет показывать патологические сигналы, при этом он может быть еще не визуализирован на МРТ.
  • Частые головные боли, которым не найдено объяснение.
  • Когнитивные нарушения: агрессивность, плохая память, успеваемость в школе, дефицит внимания, чрезмерная рассеянность чада и так далее.

Как проводится процедура?

На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются датчики электрической активности (принцип кардиографа). Всего таких датчиков насчитывают 12, устанавливаются симметрично с двух сторон головы.

Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:

  • Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
  • Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
  • Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
  • Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью диагностики скрытой эпилепсии. Методика заключается в лишении человека сна на срок от двадцати четырех до сорока восьми часов. В случае необходимости такой диагностики подготовка проводится под контролем врача.
  • Не кормить чадо продуктами-энергетиками за сутки до исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
  • Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.
  • Покормить ребенка, так как снижение в крови сахара может дать искаженную электрическую картину головного мозга.

Норма и нарушения в расшифровке ЭЭГ головного мозга у детей, которые увидит врач функциональной диагностики, может потребовать углубленного исследования.

В таких случаях проводят ночное или суточное мониторирование ЭЭГ. Тогда «шапочка» одевается ребенку на голову, на пояс крепится аппарат, иногда исследование сочетается с мониторингом ЭКГ. Ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозайка, куклы, машинки и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.

Как расшифровывается и что можно увидеть?

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются на следующие или через несколько суток. Так как анализируются электрические показатели со всех 12 отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.

На руки родителям выдают заключение, в котором отображается отрезок энцефалограммы и выводы по данным, полученным в результате исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.

Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей. Даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка. Разное время суток и даже насыщение мозга глюкозой может повлиять на результат.

Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:

  • Альфа-ритм. Это состояние абсолютного покоя, при котором ребенок лежит с закрытыми глазами и ничего не делает. При формировании очага аномальной электрической активности именно в нем произойдет нарушение в одно из отведений. При генерализованной эпилепсии патологическая активность может начинаться в одной области и распространяться на остальные;
  • Бета-ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют о напряженной работе мозга малыша. Патологические результаты на ЭЭГ при расшифровке у детей могут свидетельствовать о когнитивных нарушениях, депрессивных или неврозных состояниях, сотрясении головного мозга или воспалении.
  • Тета-ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны низкой амплитуды, основная подача такого сигнала идет из гиппокампа, свидетельствует о несовершенстве социальной адаптации. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, возможном слабоумии, психозах.

Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического электрически-активного очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией (аневризма может сдавливать структуры мозга и вызывать биоэлектрические потенциалы) и так далее.

Регистрация паттернов является важной частью исследования. Они могут быть как эпилептическими, что свидетельствует о наличие очага, так и эпилептиформными. Эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как варианты нормы при единичном обнаружении.

При множественном появлении разрядов на пленке ЭЭГ необходимо оценивать клинику, проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится на основании различных тестирований. Такие разряды могут свидетельствовать о когнитивном дисбалансе, проявляющемся нарушениями в поведении ребенка.

Стоит ли доверять исследованию?

Энцефалограмма функциональный метод, поэтому зачастую результаты во многом зависят от стояния ребенка на момент обследования. Если врач, например, видит, что результаты расшифровки ЭЭГ головного мозга у ребенка старше 8 лет дезорганичны, присутствуют в большом количестве тета-волны, не стоит сразу выставлять диагнозы. Возможно, малыш просто негативно отнесся к процедуре, ведь дети довольно эмоциональны.

Конечно, при обнаружении серьезных отклонений, с формированием пиков аномальной активности, свидетельствующих о наличии эпилептического очага, требуется дообследование. Электрический метод лишь укажет на приблизительную локализацию очага (доля головного мозга).Наиболее точно определить локализацию процесса и возможную причину (сосудистую, неопластическую, атрофия вследствие внутриутробного кислородного голодания мозга и так далее) можно только при расширенном обследовании.

Как часто необходимо повторять исследование?

Если диагностика не показала весомых изменений в мозговой электрической активности, то повторную пленку при отсутствии новой симптоматики можно не снимать.

При выявлении очагов энцефалограмма станет основным объективным диагностическим критерием эффективности назначенной терапии.

Повторение исследование должно быть минимум каждый год. Оценка динамики позволит скорректировать терапию для предупреждения возобновления приступов (увеличение или уменьшение доз противоэпилептических препаратов).

Даже после снятия диагноза эпилепсия, необходимо повторять энцефалограмму еще в течение 3-5 лет для предупреждения рецидива. После оперативного вмешательства также рекомендовано ежегодное исследование в течение нескольких лет. Это позволит избежать множество осложнений.

Источник: http://diagnostinfo.ru/drugie/efi/rasshifrovka-eeg-u-detej.html

Расшифровка показателей электроэнцефалограммы головного мозга

Электроэнцефалография — эффективный метод исследования состояния нервной системы. Велико значение ЭЭГ головного мозга: расшифровка показателей этого обследования позволяет проанализировать работоспособность мозга в целом, выявить изменения в его функционировании, определить патологии и нарушения. Для ее проведения на голову человека надевается шапочка с электродами, которые регистрируют активность всех отделов мозга. Полученная кривая, на которой записаны биотоки, называется электроэнцефалограммой. Это исследование служит основанием для постановки диагноза и назначения терапии, помогает контролировать динамику и ход лечения.

1 Результаты исследования

Электроэнцефалография эффективна при подозрениях на опухоли головного мозга, эпилепсию, сосудистые заболевания. Она также отражает нарушения в деятельности мозга при черепно-мозговых травмах и воспалительных процессах. ЭЭГ имеет ценность и в случае некоторых психических и невротических отклонений и расстройств. Кроме того, электроэнцефалография отражает возрастные изменения в работе нервной системы.

По результатам ЭЭГ выдается заключение невролога — чаще всего через день-два после обследования. При постановке диагноза и назначении лечения учитываются не только данные электроэнцефалографии, но и реакции при осмотре врачом, клинические проявления, показатели прочих исследований.

Расшифровка ЭЭГ включает в себя оценку постоянства ритмов головного мозга, одинаковой активности нейронов обоих полушарий и реакции на проведение рутинных тестов (открыть-закрыть глаза, фотостимуляция, гипервентиляция).

ЭЭГ у детей расшифровать сложнее — это связано с активным ростом и созреванием всей нервной системы, что может влиять на результаты ЭЭГ. Поэтому у детей любые нарушения и изменения следует анализировать в динамике с определенной периодичностью.

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга должна учитывать ряд факторов, влияние которых может снизить точность проведенного исследования. К ним относятся:

  • возраст;
  • состояние здоровья и сопутствующие заболевания;
  • активное движение во время процедуры;
  • тремор;
  • нарушения зрения;
  • прием некоторых лекарств, воздействующих на нервную систему;
  • употребление продуктов, возбуждающих нервную систему (содержащих кофеин);
  • проведение ЭЭГ натощак;
  • грязные волосы, использование средств для укладки и лечения волос;
  • другие факторы, оказывающие влияние на деятельность головного мозга и нейронов.

Расшифровка ЭЭГ с учетом этих условий позволит избежать ошибок в заключении.

2 Виды ритмов

Ритмы головного мозга — один из ключевых параметров при оценке результатов ЭЭГ. Это волны, которые различаются между собой по форме, постоянству, периодам колебаний и амплитуде. Их регулярность отражает нормальную согласованную деятельность различных структур центральной нервной системы.

Различают несколько видов ритмов, каждый из которых имеет свой набор характеристик и фиксирует конкретную деятельность головного мозга:

  1. Альфа-ритм выявляется в состоянии покоя. В норме, когда человек не спит с опущенными веками, частота альфа-ритма равна 8-14 Гц, а амплитуда — до 100 мкВ. Интенсивнее всего проявлен в области затылка и темени. Альфа-волны почти перестают определяться при умственной активности, световых вспышках или открывании глаз, нервном возбуждении или во сне. Частота альфа-ритма может возрастать у женщин в период менструации.
  2. Бета-ритм — показатель активной работы мозга. Кроме того, он может отражать повышенное беспокойство, нервозность, депрессию или прием большого количества некоторых препаратов. Нормальная частота бета-ритма в обоих полушариях равнаГц, амплитудамкВ. Самая высокая интенсивность бета-волн фиксируется в лобных долях мозга.
  3. Дельта-ритм имеет нормальную частоту 1-4 Гц при амплитуде до 40 мкВ и находит отражение на ЭЭГ, когда человек спит. В другое время его волны могут составлять не более 15% всех ритмов. Кроме того, дельта-ритм может отражать пребывание в коме, действие наркотиков, свидетельствовать о появлении опухоли или повреждениях мозга.
  4. Тета-ритм также характеризует сон здорового взрослого человека. У детей до 4-6 лет на ЭЭГ он является основным — его можно обнаружить в центральных отделах головного мозга уже в возрасте 3 недель. Частота тета-ритма составляет 4-8 Гц при амплитуде около 30 мкВ.

По результатам проведения ЭЭГ выводится еще один параметр, который являет собой комплексную оценку ритмов головного мозга, — это биоэлектрическая активность мозга (БЭА). Врач исследует ритмы на синхронность, ритмичность и наличие резких вспышек. На основании анализа невролог пишет заключение, которое обязательно должно содержать характеристики волн, описание нарушений и их соответствие клиническим проявлениям.

3 Значения нормы и отклонения

В норме проявления ритмов головного мозга у здорового человека соответствуют приведенным выше величинам и функциональным состояниям. Кроме того, о нормальной работе нервной системы говорят такие признаки:

  • преобладание альфа- и бета-ритмов в активном состоянии;
  • синхронность ритмов в обоих полушариях;
  • отсутствие острых пиков электрической активности;
  • стабильная активность мозга даже при наличии кратковременных реакций на световое воздействие и другие варианты стимуляции.

У детей в раннем возрасте регистрируются медленные колебания, а альфа-ритм формируется к 7 годам. ЭЭГ подростковлет уже соответствует исследованию взрослого человека. Послелет снижается частота и нарушается регулярность дельта-ритма, вырастает количество тета-волн.

Отклонений от нормы в ЭЭГ головного мозга существует множество. Определение возможных причин нарушения ритмов головного мозга — задача опытного специалиста. Ниже приведены некоторые варианты аномальных результатов ЭЭГ, которые могут являться признаками неврологических, психических или речевых расстройств.

  1. Отсутствие синхронности и симметричности в работе нейронов правого и левого полушарий.
  2. Внезапные изменения частоты ритмов: острые вспышки активности и резкие спады. Так бывает при инфекциях, опухолях, травмах, инсульте.
  3. Чередование пиков и спадов, колебания высокой амплитуды с различной частотой, единичные или серийные всплески активности могут быть признаком эпилепсии. Однако следует учитывать, что между приступами ЭЭГ больных эпилепсией может показывать нормальные результаты.
  4. Наличие дельта- и тета-ритмов у бодрствующего человека свидетельствует о возможных заболеваниях или травмах головного мозга.
  5. Ряд инфекций, отравлений и нарушений обмена веществ может характеризоваться изменениями активности мозга сразу в нескольких участках.
  6. В состоянии комы и при угнетении нервной системы сильнодействующими наркотиками может наблюдаться нулевая электрическая активность мозга. Так случается, когда нарушается поступление крови в головной мозг и он перестает функционировать.

4 Возможные причины нарушений

  1. Нарушения альфа-ритма. Асимметричность альфа-ритмов двух полушарий головного мозга (разница более 30%) может быть признаком новообразований, инсульта или инфаркта. Нестабильный или высокочастотный альфа-ритм бывает при повреждениях головного мозга, в частности, как результат ЧМТ или сотрясения. При серьезных нарушениях психики амплитуда может снижаться до менее чем 20 мкВ, индекс ритма падает ниже 50%, зона проявления альфа-ритма смещается из области затылка и темени. При слабоумии может наблюдаться отсутствие альфа-волн либо их аритмичность. У ребенка отклонения от норм альфа-ритма могут быть свидетельством задержки психомоторного развития.
  2. Нарушения бета-ритма. Сотрясение мозга обычно характеризуется наличием высокоамплитудных (50-60 мкВ) диффузных бета-волн. При энцефалите регистрируются короткие веретена. Возрастание длительности и частоты возникновения этих веретен может говорить о развивающемся воспалительном процессе. У детей аномальны бета-волны с частотойГц и высокой амплитудой (30-40 мкВ) в передних и центральных отделах мозга — это признак отставания в развитии ребенка.
  3. Нарушения тета- и дельта-ритма. Постоянное повышение амплитуды дельта-ритма — более 40 мкВ — является показателем нарушенных функций мозга. Если дельта-ритм зафиксирован во всех участках головного мозга, то можно говорить о серьезных заболеваниях центральной нервной системы. Большие колебания дельта-волн встречаются при наличии опухолей. Задержка развития у детей характеризуется максимальными проявлениями тета- и дельта-волн в области затылка. Повышенная частота этих ритмов иногда отражает нарушенное мозговое кровообращение и прочие неврологические проблемы.

Своевременное проведение ЭЭГ мозга и грамотная расшифровка результатов помогут установить диагноз в случае нарушений и назначить адекватную терапию заболеваний головного мозга.

  • Вас мучают эпизодические или регулярные приступы головной боли
  • Давит голову и глаза или «бьет кувалдой» по затылку или стучит в висках
  • Иногда при головной боли вас тошнит и кружится голова?
  • Все начинает бесить, работать становится невозможно!
  • Выплескиваете свою раздражительность на близких и коллег?

Прекратите это терпеть, вам нельзя больше ждать, затягивая с лечением. Прочитайте, что советует Елена Малышева и узнайте как избавиться от этих проблем.

Источник: http://saymigren.net/preparaty/diagnostic/eeg-golovnogo-mozga-rasshifrovka-pokazatelej.html

Ээг у детей норма

При исследовании ЭЭГ у детей необходимо учитывать ряд методических особенностей, связанных с возрастом пациентов. Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на пеленальном столе или на руках у матери. В состоянии бодрствования грудного ребенка обследуют на руках у взрослого, в положении с приподнятой головкой или сидя. Периоды спонтанного закрывания глаз у новорожденных и грудных детей в состоянии бодрствования бывают редкими и непродолжительными. Для выявления альфа-подобного ритма в состоянии бодрствования достаточно создать ситуацию привлеченного внимания, с фиксацией взгляда ребенка на предъявляемой игрушке, в условиях однородности поля зрения (темного или светлого). Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери. В исключительных случаях ЭЭГ-исследование у детей раннего возраста проводят при выходе из медикаментозного сна.

Пробу с гипервентиляцией удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть шарик» или « подуть на горячий чай». Регистрация ЭЭГ у детей, особенно при компьютерном варианте, проводится при чувствительности не выше 70 мкВ/см, чтобы избежать искажений вследствие «зарезания» высокоамплитудных биопотенциалов, особенно при гипервентиляции. У детей младшего возраста предпочтителен выбор постоянной времени 0,1 с. При усилении мышечных артефактов в случае необходимости частотную полосу усилителя ограничивают сверху 15—20 Гц.

При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть наклонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов в затылочно-теменных отведениях. Для удобства исследования детей разного возраста желательно наличие шлемов соответствующих размеров.

Электроэнцефалограмма детей и подростков в норме

ЭЭГ новорожденного ребенка в состоянии бодрствования не превышает по амплитуде 20 мкВ, имеет полиморфный характер, с преобладанием медленных колебаний, частотой 1 —3/с. К 2—3-м месяцам у детей увеличивается амплитуда биопотенциалов, появляется ритмическая активность частотой 4— 6/с в затылочных и центральных областях. Формирование фокуса ритмической активности в затылочных областях коры совпадает с появлением у ребенка фиксации взора.

К 4-м месяцам у детей формируются 2 фокуса ритмической активности частотой 6-8/с в затылочных и центральных областях, являющейся предшественником альфа-ритма и роландического ритма, которые хорошо различимы к 6-ти месяцам. Диффузная дельта- и тета-активности у младенцев не является показателем патологического состояния мозга. У грудных детей старше 4-х месяцев при положительных эмоциях во всех областях полушарий в ЭЭГ регистрируется тета-активность амплитудой до 150—200 мкВ.

У детей младшего возраста, от 1 года до 3 лет, в состоянии спокойного бодрствования в затылочных областях в ЭЭГ выявляется альфа-ритм частотой 6—9/с, преобладающий по амплитуде в правом полушарии, депрессирующийся при световой стимуляции. Ритмическая активность того же диапазона частот в центральных областях соответствует роландическому ритму. Тета- и дельта-колебания выражены диффузно, более устойчиво — в центральных областях.

До 3-х летнего возраста активность лобных областей коры значительно снижена по сравнению с задними отделами полушарий. Тета-волны нередко регистрируются в виде групп высокоамплитудных ритмических колебаний, преобладающих в центральных областях и отражающих высокую активность стволовых и подкорковых структур мозга. Иногдау детей этой возрастной группы наблюдается усиленная бета-активность частотой 18—25/с. В задних отделах полушарий выявляются также группы медленных ритмических колебаний частотой 2,5—4,5/с, обозначаемые как «slow posterior rhythm»(SPR), которые наряду с полифазными потенциалами, имеют тенденцию к усилению на протяжении первого десятилетия жизни. У детей 2—3 лет реакция активации коры при звуковой и световой стимуляции характеризуется угнетением альфа-ритма и экзальтацией на этом фоне дельта- и, особенно, тета-активности.

У детей 4—6 лет ЭЭГ выделяют несколько типов ЭЭГ в зависимости от регулярности альфа-ритма, частота которого колеблется от 6,5 до 9,5/с, а амплитуда — от 30 до 100 мкВ, и степени выраженности тета- и дельта-колебаний. Крайние варианты ЭЭГ характеризуются доминированием регулярного («супернормального») альфа-ритма или полным его отсутствием в случаях так называемой полиморфной кривой, в которой единичные альфа-колебания сочетаются с медленными волнами дельта- и тета-диапазонов. Все виды электрической активности могут проявляться странзиторной асимметрией. В ряде случаев в ЭЭГ проявляются билатерально-синхронные веретенообразные вспышки высокоамплитудных (до 100—150 мкВ) колебаний тета-диапазона в теменно-центральных областях. В передних отделах полушарий увеличивается амплитуда ритмическихтета-колебаний, нарастающая при ориентировочной реакции.

Усиление тета-активности у детей в процессе онтогенеза обусловлено, по-видимому, созреванием синхронизирующих структур промежуточного мозга. Полифазные потенциалы в виде редких колебаний проявляются у 70% детей этой группы. У детей 3—5 лет в 40% случаев в задних отделах полушарий выявляются ритмические медленные волны типа SPR, нередко проявляющиеся с асимметрией.

Усвоение ритма световых мельканий у детей этой возрастной группы, как и у детей 2—3 летнего возраста, проявляется преимущественно при частоте мельканий 4—6/с. Малая способность к усвоению частых ритмов альфа- и бета-диапазонов в раннем онтогенезе обусловлена, очевидно, низким уровнем лабильности корковых нейронов. Во время гипервентиляции у детей 4—6 лет диффузные медленные колебания встречаются в 25—45% случаев. У 15—20% детей этой возрастной группы ритмические медленные волны в затылочно-теменных областях выявляются при гипервентиляции и регрессируют через 30—40 с после окончания пробы. Эти волны иногда трудно отличить от эпилептической активности.

ЭЭГ у детей 7—9 летнего возраста характеризуется дальнейшим созреванием коры и учащением альфа-ритма, проявляющегося с частотой 7,5—10,5/с. Частота альфа-ритма быстрее нарастает у девочек. Максимальная амплитуда альфа-ритма выявляется в 9 лет, составляя 30—100 мкВ в затылочно-теменных отведениях (в среднем — 50 мкВ) нередко с преобладанием справа.

В ЭЭГ детей 7—9 лет сохраняются высокоамплитудные веретенообразные вспышки тета-колебаний, преобладающие в центральных областях, которые связывают с нарастающей активностью таламических структур. В 6—8 летнем возрасте вероятность их появления достигает 27%, затем уменьшается. У половины детей 7—9 лет выявляется характерная для взрослых реакция активации, а реакция усвоения ритма сдвигается в сторону высоких частот альфа-, бета-диапазонов. Максимум выраженности реактивных изменений в ЭЭГ при гипервентиляции к 9 годам характеризуется нарастанием генерализованной дельта- и тета-активности или медленного высокоамплитудного ритма, преобладающего в задних отделах полушарий.

К 10 годам практически заканчивается формирование основного коркового ритма, достигающего в среднем частоты 10/с. Однако устойчивый альфа-ритм у детей 10—12 лет в затылочно-теменных областях выявляется лишь в 50% процентов случаев. Часто в ЭЭГ детей 10—12 лет проявляются низкоамплитудные тета-колебания. К 12 годам у детей наблюдается стабилизация альфа-ритма, меньшая выраженность полифазных потенциалов и SPR, исчезновение билатеральных вспышек разрядов в сенсомоторных областях, что свидетельствуют о морфо-функциональном созревании коры и усилении ее тормозных влияний на нижележащие структуры мозга. У подростков 13—15 лет средняя частота альфа-ритма составляет 10—10,5/с и доминирует во всех областях коры. После 13 лет менее выраженной становится реакция на гипервентиляцию. К 15 годам исчезают полифазные потенциалы и SPR, уменьшается степень выраженности медленных волн в центральных областях коры. ЭЭГ девочек «созревает» на 1 —2 года быстрее, чем мальчиков.

В пубертатный период в ЭЭГ в ряде случаев проявляются регрессивные отклонения с усилением тета-активности и замедлением формирования высокочастотного альфа-ритма, а также снижением когерентности во всей полосе альфа-ритма. Особенностью этого возрастного периода нередко является снижение порога эпилептической готовности мозга.

— Вернуться в оглавление раздела «неврология»

Источник: http://medicalplanet.su/neurology/eeg_u_detei_v_norme.html

Что показывает ЭЭГ головного мозга у ребенка: нормы, расшифровка результатов и нарушения на энцефалограмме

Когда малыша беспокоит частая головная боль, педиатр направляет его на консультацию к детскому невропатологу. Выяснить причину боли непросто, но сейчас есть безвредные, достоверные и информативные методы обследования даже самых маленьких детей.

Электроэнцефалография и эхоэнцефалоскопия назначаются специалистами при отклонениях в речевом, психическом, моторном развитии. Эти методы исследования позволяют выявить множество других нарушений в работе ЦНС.

ЭЭГ позволяет исследовать активность головного мозга и дать точную оценку развития ребенка

Что такое ЭЭГ, и каковы показания к назначению процедуры детям?

При подозрении на расстройства центральной нервной системы (ЦНС) используют разные методы диагностики, особенно часто применяются ЭЭГ и ЭХО ЭГ, назначаемые ребенку любого возраста:

  1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) – безопасный и информативный метод диагностики нарушений в работе центральной нервной системы. При ЭЭГ регистрируются электрические импульсы в разных областях мозга. Результат записывается на бумаге в виде набора линий, которые анализируются специалистом.
  2. Второй достоверный метод исследования работы центральной нервной системы — эхоэнцефалография (ЭХО ЭГ). В отличие от ЭЭГ, при эхоэнцефалографии диагностика проводится с помощью ультразвуковых волн. Они направляются внутрь мозга, возвращаются и фиксируются электрическим прибором.

Нейрофизиолог делает заключение после проведения ЭЭГ и ЭХО ЭГ о функционировании ЦНС на основании наличия или отсутствия определенных волн, степени их согласованности. Специалист определит область поражения и даст оценку текущего состояния здоровья малыша, увидит степень поражения и оценит эффективность назначенного лечения.

Такой метод применяется в любом возрасте — даже у новорожденных малышей. ЭЭГ высокочувствительна и показывает даже самые незначительные изменения в коре мозга. Кроме того, энцефалограмма — доступный и быстрый метод диагностики, что очень важно при обследовании маленьких детей. ЭЭГ также делается людям, находящимся без сознания или в коме.

Направление ребенку на ЭЭГ головного мозга выписывает педиатр или детский невролог. Электроэнцефалографию назначают при наличии следующих состояний:

  • эпилепсия — для оценки степени поражения;
  • расстройства сна, в частности — лунатизм;
  • воспалительные заболевания ЦНС (менингит);
  • патологии новорожденных (гидроцефалия);
  • детский церебральный паралич;
  • аутизм, задержка психического, речевого развития (рекомендуем прочитать: аутизм — что это за болезнь: симптомы и причины развития заболевания у детей);
  • заикание и энурез;
  • подозрение на новообразование в головном мозге;
  • травма головы;
  • частые головные боли с потерей сознания;
  • изменения поведения: раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, гиперактивность, агрессивность, слабость, плохая память;
  • после оперативного вмешательства в области ЦНС.

ЭЭГ головного мозга назначается при различных заболеваниях и эмоционально нестабильном поведении ребенка

Противопоказания к исследованию

Противопоказаний к электроэнцефалограмме нет. Она может быть проведена абсолютно любому человеку, независимо от возраста и состояния здоровья. Она не имеет ограничений по частоте использования, поскольку совершенно безопасна.

При проведении исследования специалист обратит внимание на целостность кожных покровов. Электроды не должны крепиться на места с открытыми ранами, сыпью или свежими швами после операции.

Подготовка ребенка к процедуре

Для получения достоверного и информативного результата ребенка нужно подготовить к обследованию:

  • если он агрессивен, накануне процедуры ему дают успокоительные препараты;
  • перед исследованием следует проинформировать врача о том, какие лекарственные средства (например, противосудорожные лекарства) принимает малыш, ведь они могут исказить данные;
  • не кормить продуктами, которые воздействуют на нервную систему (кофе, чай, энергетики, шоколад);
  • перед исследованием рекомендуется помыть голову, не наносить на волосы лаки, муссы, пенки для волос, не должно быть дред и кос;
  • нужно снять все украшения: серьги, заколки, пирсинг;
  • покормить малыша за 2 часа до процедуры — у голодного человека падает концентрация сахара в крови, что также искажает результаты;

За пару часов до процедуры ребенку необходимо поесть: результаты ЭЭГ, сделанные на голодный желудок, могут быть немного искажены

  • грудничку ЭЭГ лучше проводить во время сна;
  • малышам постарше взять с собой игрушки, книги, чтобы отвлечь его во время процедуры;
  • детей следует психологически подготовить к процедуре, рассказать, сколько времени она проходит, ведь им придется длительное время провести в спокойном, почти неподвижном состоянии.

Исследование не проводится при острых заболеваниях (например, ОРВИ). При повторном проведении ЭЭГ нужно взять с собой результаты прошлого исследования.

Этапы ЭЭГ

Стандартная процедура ЭЭГ ребенку включает в себя несколько этапов:

  1. Снятие данных активности головного мозга в состоянии покоя. Новорожденному ребенку будет сделана ЭЭГ в состоянии сна.
  2. Проба с открыванием и закрыванием глаз, запись активности мозга при переходе из спокойного состояния в состояние деятельности.
  3. Проба с гипервентиляцией — малыш вдыхает и выдыхает по команде. Этот этап помогает обнаружить скрытую эпилепсию и новообразования.
  4. Фотостимуляция. Оценивается психическое и речевое развитие, выявляется наличие эпилепсии. Выглядит такая процедура как повторяющиеся вспышки света, малыш держит глаза закрытыми.

Длительность процедуры определяется нейрофизиологом, как правило, она не превышает получаса

Все исследование длится около 30 минут. При необходимости врач может провести еще ряд тестов. Пациент находится в лежачем или сидячем положении. Малыши до года находятся на руках у мамы или на пеленальном столе.

К голове пациента подключаются электроды, надевается специальный шлем-сетка. Детям прикрепляют 12 датчиков к поверхности головы. Электроды фиксируют электрические потенциалы между двумя датчиками.

У больных эпилепсией существуют определенные колебательные волны, характеризующие эпилептиформную активность. Ее лучше регистрировать в период патологической активности — во время эпилептического приступа. Метод имеет большую ценность в диагностике, для его осуществления провоцируют эпилептический приступ специальными раздражителями.

Расшифровка результатов у детей

Как правило, результаты можно забрать на следующий день. Самостоятельно проанализировать результаты электроэнцефалограммы не получится, потому что на руки выдается расшифровка с начерченными кривыми линиями активности мозга или компьютерный файл.

Интерпретировать их под силу только опытному специалисту. Он оценит частоту, амплитуду, ритм кривых, их скачки в определенные моменты.

Нормы ЭЭГ

В зависимости от возраста малыша различаются показатели нормы. ЭЭГ покажет отклонения ритмов мозга конкретного человека от среднестатистических, нормальных. В заключении родители найдут следующие данные:

  • Альфа-ритм. Он отражает состояние покоя, его фиксируют в бодрствовании с закрытыми глазами. Он перестает регистрироваться приборами при появлении раздражителя. О развитии опухоли или кисты, инсульте или психическом расстройстве говорят сбои в альфа-ритме. Для травмы головного мозга характерна высокая частота, при неврозе появляются слабая выраженность ритма и пароксизмальная активность.
  • Бета-ритм. Регистрируется при тревожности, беспокойстве, депрессии. Сбои бета-ритма свидетельствуют о сотрясении мозга. Некоторые его показатели указывают на энцефалит.
  • Тета-ритм. Регистрируется в состоянии естественного сна. Тета-ритм в состоянии активности говорит о наличии патологии в той области мозга, где он обнаружен. Если он появляется во всех областях мозга, то имеет место значительное поражение ЦНС. В норме его должно быть не более 15%. Нарушение тета- и дельта-ритма совокупно обнаруживается при задержке психического развития, психопатии, слабоумии. Пароксизмальные тета- и дельта-волны в состоянии бодрствования говорят о патологии глубоких частей мозга. Пароксизмальная активность в центральных частях мозга свидетельствует о приобретенном слабоумии.
  • БЭА. Показатель биоэлектрической активности мозга в норме ритмичен, он синхронный. Его сбой появляется при наличии судорожного синдрома и эпилепсии. По этому показателю диагностируется мигрень и головные боли. Если в расшифровке ЭЭГ говорится о диффузных изменениях, это свидетельствует о предрасположенности к эпилепсии. Умеренная дизритмия не является серьезным нарушением и требует только симптоматического лечения.
  • М-ЭХО. На его основе оценивают смещение отделов мозга. В норме допускается отклонение около 1 мм. Если этот показатель выше, то фиксируется неправильное расположение отделов головного мозга.

Показателей ЭЭГ достаточно много, их расшифровкой занимается грамотный специалист. Очень важна квалификация и опыт врача. Так, например, эпилептиформные изменения на ЭЭГ могут возникать при движении глаз, пульсации сосудов, изменении дыхания, глотании и по другим причинам. У 10% эпилептиков эпилептиформные разряды могут не регистрироваться. Все эти нюансы должны быть учтены при подготовке выводов ЭЭГ.

Возможные нарушения и их причины

ЭЭГ очень эффективна при обнаружении опухолей головного мозга. Она помогает выявить их точное местоположение. С помощью этого метода проводится диагностика травм, воспалительных заболеваний, гидроцефалии и других состояний.

Основные расстройства и заболевания, исследуемые с помощью ЭЭГ:

  • Менингоэнцефалит. При этом заболевании в головном мозге происходит воспалительный процесс. Причина энцефалита — попадание в организм возбудителей (вирусов или бактерий). Как правило, появляется высокая температура, тошнота, рвота, сильные головные боли.
  • Водянка (гидроцефалия). Это частая врожденная патология, при которой в полости черепа скапливается жидкость. Развивается она вследствие родовых травм, воспалений ЦНС.
  • Эпилепсия. Характеризуется судорогами и потерей сознания. Причиной эпилептических приступов малыша может быть злоупотребление матерью алкоголем во время беременности, наследственность, родовая травма, инфекционные заболевания.
  • Новообразования в головном мозге. Проявляются потерей сознания, головными болями, нарушениями слуха, зрения и координации (дезорганизация в пространстве). Причины появления опухолей неясны, специалисты полагают, что это наследственность, ионизирующее излучение, травмы и перенесенные инфекционные заболевания.

Очень много заболеваний, исследуемых с помощью ЭЭГ, являются наследственными или возникают по причине родовых травм, поэтому диагностируются в младенческом возрасте

  • Кровоизлияние в мозг. Причинами могут быть травмы, гипертония, атеросклероз, болезни крови (анемия, лейкоз). Пациента беспокоит головокружение, боли в голове, невнимательность, медлительность и состояние общей заторможенности. При небольших травмах в заключении будет указано, что присутствуют диффузные изменения умеренного характера. На начальной стадии атеросклероза наблюдаются умеренно выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности мозга (БЭА).
  • Детский церебральный паралич. Поражается центральная нервная система и нарушается двигательная активность малыша. Среди причин выделяют внутриутробную патологию ЦНС, наследственность, асфиксию, инфекционные заболевания в первые месяцы жизни.
  • Лунатизм, или сомнамбулизм. Проявляется в снохождении и сноговорении. Причины его неясны, но ученые полагают, что большую роль играют наследственность, воздействие окружающей среды, прием лекарственных препаратов.
  • Психические нарушения у детей: аутизм, умственная отсталость, психическое отставание в развитии, синдром дефицита внимания. Провоцируют их наследственная предрасположенность, патологические изменения мозга, сильные психоэмоциональные потрясения.
  • Заикание. Речевой дефект появляется из-за наследственной предрасположенности ребенка, перинатального поражения головного мозга, перенесенных инфекционных заболеваний, рахита, черепно-мозговых травм, психических потрясений.

Это неполный список детских нарушений, когда в диагностике на помощь приходит ЭЭГ. Этот метод поможет невропатологу поставить правильный диагноз и назначить эффективную терапию малышу.

Стоимость диагностики

Сколько стоит пройти ЭЭГ и ЭХО ЭГ? Стоимость различается в разных регионах и местах проведения процедуры. Обычно цена на ЭЭГ варьируется в пределах от 600 до 3500 рублей. Эхоэнцефалография стоит от 500 до 3000 рублей.

Частные медицинские клиники выставляют более высокий ценник на обследование, в отличие от муниципальных учреждений. Стоимость зависит от уровня комфорта при проведении процедуры, квалификации врачей и других факторов.

Источник: http://vseprorebenka.ru/zdorove/diagnostika/eeg-golovnogo-mozga-rebenku.html